Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Групповая - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи. В групповых установлены столы и стулья по количеству детей в группах. Стулья и столы промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей. Каждая групповая оснащена мебелью для размещения игрового развивающего материала и для организации различных видов деятельности детей.
Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада обеспечивает реализацию образовательной программы дошкольного образования, адаптированной образовательной программы дошкольного образования адаптированных образовательных программ, разработанных в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, дополнительных общеразвивающих программ. Развивающая предметно-пространственная среда в группах обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. Развивающая предметно – пространственная среда групп обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно - исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность для уединения. В каждой возрастной группе в целях обеспечения возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать
себя защищенным создан «Уголок уединения». В уголке представлены альбомы, книги, телефон, игрушки для релаксации, игрушки-забавы.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Для реализации программы «Игровой калейдоскоп» имеется игровой материал, картотеки игр, демонстрационный материал, оборудование для использования песочной терапии. Для реализации программы «Сад общения» имеются необходимые предметы и атрибуты для проведения занятий: мешочки с песком, дидактические игры. Наличие развивающего материала позволяет проводить групповую, а при необходимости индивидуальную коррекционноразвивающую работу педагога-психолога с детьми с использованием дидактических игр и пособий. Свободный выбор художественного материала в группах, позволяют дошкольнику свободно проявлять свою фантазию, использовать различные материалы: гуашь, листья, макаронные изделия, нитки, камешки, оборудование для игр с песком, наборы мелких игрушек и т.д. Для реализации программы «Веселый этикет» группы оснащены развивающей предметно-пространственной средой. Для реализации дополнительных общеразвивающих программ помещения оснащены демонстрационным, раздаточным и наглядным материалом. Также используется аудиотехника, имеется в наличии картотека МP3 дисков. Развивающая предметно- пространственная среда, созданная в группах компенсирующей направленности создает возможность для успешной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Наполнение развивающих уголков в группе соответствует изучаемой лексической теме, что создает дополнительную возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии. У учителей-логопедов есть специальные технические средства обучения и дидактические пособия: зеркало с лампой дополнительного освещения, комплекты зондов для постановки звуков; шпатели; вата, марлевые салфетки; дыхательные тренажеры, пособия для развития дыхания. В патриотических уголках в группах созданы тематические альбомы: «Оренбуржье – степное»,
«Люблю тебя – мой Оренбург» и т.п. имеются официальные и
неофициальные символы Оренбургской области: флаг, герб, пуховый платок, изделия народных промыслов, куклы в национальных костюмах.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает учет климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Эти особенности отражаются в сезонном оформлении и содержании уголков природы (времена года) и группы в целом. В группах имеется дидактическая кукла, которая одета по сезону, иллюстрации,
отражающие сезонные явления. В младшем дошкольном возрасте игровое и дидактическое оборудования представлено предметными игрушками, отражающие специфику растительного и животного мира Оренбургской области. В старшем дошкольном возрасте представлены макетами, дидактическим материалом (колосья хлеба, каравай и т.д.) Подбор игрового
оборудования, его размещение и использование осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность предметно-пространственной развивающей образовательной среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда групп оснащена средствами обучения и воспитания, материалами, инвентарем, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием, которые обеспечивают игровую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях. В группах оборудованы физкультурные уголки и уголки здоровья, имеется выносной материал по сезону. Развивающая предметно- пространственная среда групп оснащена средствами обучения и воспитания, материалами, инвентарем, игровым, оборудованием, которые обеспечивают познавательную, исследовательскую активность всех детей, а также экспериментирование с доступными материалами, в том числе с песком и водой. В группах оформлены уголки экспериментирования, оснащенные всем необходимым для организации познавательно-исследовательской деятельности. В группах имеются передвижные модули для организации игр с песком и водой, песочные столы, контейнеры для воды и песка, наборы игрушек. В целях обеспечения творческой активности всех детей, их эмоционального благополучия во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможности самовыражения в группах оформлены уголки изобразительной деятельности, конструирования, музыкальный, ряжения, театрализации. Для речевого развития оформлен речевой и книжный уголки. Большое место уделяется книгам, которые представлены не только художественными книгами, но и познавательной и справочной литературой для детей, обучающими книгами. В группах детей с 4 лет имеется книжкина больница. В речевых уголках подобран игровой и дидактический материал, направленный на развитие: артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры, артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук, артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, ватные палочки, ватные диски); пособия для развития дыхания (разноцветные шарики, султанчики, бумажные снежинки, колокольчики из фольги на ниточке и т.д.); пособия для развития мелкой моторики
(массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, различный материал для составления букв); материал по звукоподражанию (шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова; игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, схема характеристики звуков;
схема слова); игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам); игры по развитию связной речи. Трансформируемость развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей (в группах имеются мягкие модули или ширмы, развивающая среда в группах меняется с учетом поставленных задач, праздников, времени года). Полифункциональность материалов обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих предметно- пространственной развивающей образовательной среды. Группы полностью обеспечены детской мебелью, имеются мягкие модули, ширмы, которые дети используют в постройках, сюжетно-ролевых играх. В уголках природы имеется природный материал: шишки, желуди, семена которые используются в познавательной, продуктивной деятельности детей, при организации подвижных игр. Дети используют природный и бросовый материал в качестве предметовзаместителей вместо традиционных игрушек.
Вариативность развивающей предметно-пространственной среды проявляется в наличии различных пространств для игры, конструирования, уединения, а также в разнообразии материалов, игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы в группах и у специалистов, стимулирующих разнообразную детскую деятельность. В подборе игр и игровых пособий для детей прослеживается их разноуровневость т.е. наличие одинаковых по смысловому значению, но разных по уровню сложности развивающих задач. Доступность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Материалы для младшего возраста размещаются на открытых полках, а сами материалы подобраны внешне привлекательные, яркие. Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, доступны для ребенка, это способствует развитию его активности, самостоятельности. Сотрудники постоянно следят за тем, чтобы игрушки, оборудование были исправны. Содержимое развивающей предметно-пространственной образовательной среды групп соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. Безопасности развивающей предметно- пространственной среды, которую посещают моторно-неловкие, плохо координированные дети, уделяется особое внимание. Групповые помещения не загромождены мебелью, в них достаточно места для передвижений детей, острые углы и кромки мебели закруглены. Используемые игрушки безвредны для здоровья детей, отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие безопасность. При проектировании развивающей предметно-пространственной среды учитывается целостность образовательного процесса образовательных областей: социально-коммуникативного развития, познавательного, речевого, художественно- эстетического и физического развития.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В МБДОУ "Детский сад "Ромашка" оборудованы следующие объекты для проведения практических занятий с детьми, в том числе приспособленных для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, расположенными на территории: прогулочные участки, спортивная площадка.
Прогулочные участки
На территории находятся 2 прогулочных участка. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки установлены теневые навесы.Участки оснащены малыми архитектурными формами и игровым оборудованием.Прогулочные участки предназначены для прогулки, наблюдения, игровойдеятельности, самостоятельной двигательной деятельности, индивидуальной работы, трудовой деятельности с детьми, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Спортивная площадка
Спортивная площадка предназначена для проведения занятий по физической культуре, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с воспитанниками, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. На площадке имеется спортивное оборудование:беговая дорожка, рукоход, дуги для подлезания, пеньки, стенка гимнастическая, , перекладины, яма для прыжков.
Наличие оборудованных библиотек
В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ст.18 в целях обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ "Детский сад "Ромашка" сформирована библиотека. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными учебными изданиями (включая учебные пособия), методическими изданиями по всем входящим в реализуемую образовательную программу дошкольного образования МБДОУ образовательным областям, в том числе изданиями для обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей — инвалидов, периодическими изданиями.
Библиотечный фонд расположен в методическом кабинете, оснащен оборудованием, обеспечивающим свободный доступ к сети Интернет, работу с компьютером, принтером.
Для педагогов ДОУ обеспечен доступ к образовательным информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям.
Деятельность библиотеки регламентируется нормативно-правовым актом «Положение о бесплатном пользовании библиотеками и информационными ресурсами, порядке доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности в МБДОУ "Детский сад "Ромашка».
Наличие оборудованных объектов спорта
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания
В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ст.18 в целях обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ "Детский сад "Ромашка" сформирована библиотека. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными учебными изданиями (включая учебные пособия), методическими изданиями по всем входящим в реализуемую образовательную программу дошкольного образования МБДОУ "Детский сад "Ромашка" образовательным областям, в том числе изданиями для обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей — инвалидов, периодическими изданиями.
Библиотечный фонд МБДОУ "Детский сад "Ромашка" расположен в методическом кабинете, оснащен оборудованием, обеспечивающим свободный доступ к сети Интернет, работу с компьютером, принтером.
Для педагогов обеспечен доступ к образовательным информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям.
Деятельность библиотеки регламентируется нормативно-правовым актом «Положение о бесплатном пользовании библиотеками и информационными ресурсами, порядке доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности в МБДОУ "Детский сад "Ромашка".
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МБДОУ "Детский ад "Ромашка" с целью повышения качества дошкольного образования, а также для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательного процесса в условиях информационного общества создано единое информационное пространство. Имеется следующее оборудование:
-электронная почта;
-2 сетевых точек выхода в Интернет;
-разработан и действует сайт ДОУ.
Доступ к информации для всех категорий граждан, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ, представленной на официальном сайте МБДОУ "Детский сад "Ромашка" обеспечен наличием версии для слабовидящих.
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет со скоростью 1500 Кбит/сек по безлимитному тарифному плану. Оказание данных услуг осуществляет провайдер ОАО "Ростелеком"